Для слабовидящих


Для слабовидящих

Главное меню


Главная
Сведения об образов. организации
Родителям
ГИА - 2018
Прием в 1 класс - 2018 г.
Для наших учеников
Наши достижения. Олимпиады
Расписание
Наша спортивная жизнь. ГТО
Публичные доклады директора
Инновационная деятельность
Электронный дневник
Воспитательная работа
Российское движение школьников
Безопасность детей
Психолого-педагогическая поддержка
Мониторинг
Доступ к информ. системам
ЗОЖ
Организация отдыха и оздоровления
Начальная школа
Информ. образов. сайты
Гос. общественное управление
Антикоррупционная деятельность
Карта сайта
Наши контакты
Написать письмо директору
Молодые педагоги
Архив
Профстандарты
Навигатор ФГОС


Информация


Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Министерство образования и науки Российской Федерации

 


Vinaora Visitors Counter


0463463
Сегодня
Вчера
Эта неделя
До нач.недели
Этот месяц
Прошлый месяц
Всего
245
1055
1300
413953
21597
35528
463463

Ваш IP: 54.81.139.56
Server Time: 2017-11-21 04:41:42




Развитие творческого мышления

Увеличить шрифт:

Рекомендации педагогам по развитию творческого мышления и познавательной сферы школьников

Для того, чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.

Поэтому особо важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения.

При  этом, не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте.

Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.

 

Приемы и упражнения:

 Целенаправленное формирование умственных действий в процессе обучения. на уроках предлагать ученикам что-то сравнить, провести анализ, или сделать вывод, обобщить. При  этом анализировать правило выполнения и показывать образец.

  1. Обязательным условием выступает чередование реального осуществления мыслительных операций и их словесного объяснения.
  2. Использование в учебной деятельности детей следующих упражнений:

¨      придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало событий, середина или конец);

¨      загадки и логические задачи, головоломки, многочисленные примеры, шарады, кроссворды и т.д.

¨      составление предложений. (Когда дети берут наугад три слова, несвязанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш», «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали эти слова. Можно при этом менять падеж, и использовать дополнительные слова)

¨      поиск аналогов. (Называют какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». необходимо вписать как можно больше аналогов, т.е. предметов, сходных по различным существенным признакам. В данном случае, это могут быть «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства) и т.д.

¨      способы применения предмета. (Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». надо назвать как можно больше способов его применения)

Для развития конвергентного мышления (имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ.)использовать простые вербальные логические задачи:

¨      Сережа поет лучше Миши, Миша поет лучше Коли. Кто из мальчиков поет лучше всех?

¨      Стриж летает быстрее дятла, стриж летает медленнее сокола, кто из этих птиц летает быстрее всех?

¨      Аналогична этим старинная арабская задача, но она значительно сложнее: «Лиса находится на расстоянии 36 своих прыжков впереди собаки; когда собака делает 4 прыжка, лиса их делает 5, но 7 прыжков собаки равны 11 прыжкам лисы. Сколько лиса успеет сделать прыжков, пока собака догонит ее?

 В следующей задаче ребенку важно уметь находить закономерности. Надо подобрать фигуре в средней клетке (В) таблицы пару, аналогичной паре фигур из первой клетки. например, в первой задаче верный ответ будет под цифрой 2.

       Невербальная задача на рис.2 также рассчитана на тренировку умения находить закономерности в расположении фигур. Задание: найди закономерность и назови фигуры, не нарисованные художником под знаком «?»

 Способность решать дивергентные задачи (Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов) - важ­нейшее условие успеха в творческой деятельности и в жизни: на­учном поиске, создании произведений искусства, ру­ководящей работе, предпринимательстве. Собственно, таковы практически все важные задачи, решаемые человеком в жизни: какую избрать профессию? Где жить? Как общаться с окружающими? С кем созда­вать семью? Как отдыхать?

Но при традиционном, в особенности для отечествен­ного образования, подходе задачи дивергентного типа - большая редкость в обучении. Практически все задачи, используемые в традиционном обучении, от­ носятся к числу «конвергентных». То есть условия задачи предполагают существование лишь одного, «единственно верного» ответа, который может быть вычислен путем строгих логических рассуждений, на основе использования усвоенных правил и алгоритмов (законы, теоремы и др.).

Для развития дивергентного мышления детям предлагаются разноцветные геометрические фигурки. Задание: составить как можно больше изображений из простых геометрических фигур.

Другой пример дивергентных задач: нарисуй как модно больше сюжетов на одну тему (например,  тема «подводный мир», сюжеты: «играющие рыбки», «коралловые рифы» «путешествую с командой Ж.Кусто» и т.д.

Придумай и назови как можно больше способов использования дерева;

опиши с разных сторон ситуацию « построен новый дом» «наступила весна», «изобретен вечный двигатель» и т.д.

К числу дивергентных относятся и такие задания:

Упр. «Лучший вопрос» Перед вами учебный текст. Прочитайте его и придумайте как можно больше оригинальных вопросов на тему учебного текста.

 Упр. «Опорные сигналы»

Прочитаем учебный текст, стараясь как можно лучше его понять. Теперь законспектируйте текст таким образом, чтобы вместо слов и предложений были рисунки, схемы, символы и т.д.

 Упр. «Поиск общего»

Даются два случайно выбранных слова. Надо назвать как можно больше общих признаков. Стандартные ответы заключают в себе лишь внешние характеристики вещей, оригинальные ответы – анализ существенных признаков предметов.

Например: Стандартные: «в лодку и тарелку можно налить жидкость»

оригинальные: «лодка и тарелка могут держаться на воде»

 Упр. «Другими словами»

Задается вариант предложения из текста. Необходимо выразить мысль предложения другими словами.

Например: «Нынешнее лето будет теплым»

Вариант ответа: «В самые длинные каникулы каждый день будет жарким»

 К дивергентным задачам относится и анализ ситуаций, поиск причин выхода из ситуаций.

Ситуации: «Сережа не пришел сегодня в школу»

«весь день на улице звучала музыка» и т.д.

 Для развития творческого воображения  предлагаются разные приемы, например, прием склеивания: Задание: мысленно соединяя части различных животных попробуем составить из них живое существо с новыми необычными свойствами.

Один из сложных приемов творческого воображения – типизация. Нарисуйте (или опишите подробно) летчика, лесника, художника и т.д. Какие черты вы выдели у представителя выбранной вами профессии?

 Восприятие развивают задания, ориентированные на развитие всех его видов: восприятие предметов, пространства, времени, людей и отношений и т.д.

 Хорошее задание для восприятия речи «устный лабиринт». Кроме того, это задание тренирует способность действовать в уме, преобразовывая словесные инструкции в графические образы.

 На рисунке представлены схематические изображения. Диктуем инструкцию : одна клетка вправо, две вниз и т.д. Если, выполняя инструкцию, вести ручкой по бумаге в клетку, получится фигурка. Упражнение существенно усложнится, если во время чтения инструкции ребенок будет мысленно выполнять задание, и только после окончания диктовки нарисует его целиком.

 Развитие памяти – одна из задач интеллектуального и творческого развития. Объединенные в данный блок задания ориентированы на развитие произвольной и непроизвольной памяти, А ТАКЖЕ РАЗЛИЧНЫХ ЕЕ ВИДОВ И ФОРМ.

 Пример: Для выявления и развития словесно-логической памяти хорошим средством будут пересказы отрывков из литературы:

«Самый большой кролик – фландр, или бельгийский великан. Длиной он от носа до хвоста почти метр. Весит до девяти килограммов! А уши такие длинные, что кролик их торчком держать не может – так с головы вниз и стелются по земле. Цветом кролики разные: серые, голубые, рыжие, черные и белые.» И. Акимушкин

 В этом рассказе 10 информационных единиц. После прочтения предложите ребятам пересказать или записать все, что запомнилось. Для проверки и тренировки зрительной памяти могут быть использованы задания, представленные на рисунке с условием усложнения и вариативности:

 Задания на развитие познавательной сферы ориентированы в первую очередь на формирование умения добывать информацию, проводить самостоятельное исследование, делать сравнения, давать оценки, определения понятиям, аргументировано доказывать правильность точки зрения, способность действовать в уме, формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

В качестве первичного опыта на развитие этих умений можно использовать загадки, причем не просто разгадывать, а еще и сочинять. В дальнейшем, нужно акцентировать внимание ребенка на том, что загадка, это часто определение наоборот. Основное упражнение включает в себя задачу – дать определение хорошо знакомому предмету. Для этого нужно выделить наиболее важные признаки предмета и отобрать самые существенные, которые укажут на предмет.

 Эта работа может иметь и прикладной характер, например, составить кроссворд. Ведь при его составлении требуется не только эрудиция, но и умение давать определение понятиям.

Направляя усилия на развитие мышления детей, педагоги должны учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и т.д.)