Для слабовидящих


Для слабовидящих

Главное меню


Главная
Сведения об образов. организации
Внеурочная деятельность
Проектная деятельность
Родителям
Государственная итоговая аттестация
Прием в школу
Для наших учеников
Профильное обучение
Наши достижения. Олимпиады
Расписание
Наша спортивная жизнь. ГТО
Инновационная деятельность
Воспитательная работа
РДДМ "Движение первых"
Психолого-педагогическая поддержка
Безопасность детей
Обучение с использованием ДОТ
Доступная среда
Инженеры Будущего
Аккредитационный мониторинг
Здоровый образ жизни
Противодействие коррупции
Питание в школе
Наставничество
ВПР 2023-2024
Урегулирование споров
Обучение детей с ОВЗ
Профстандарты
Информация по ФГОС
Информационная безопасность
Библиотека
Служба Медиации
Оценка качества образования
Написать письмо директору
Форма обратной связи
Наши контакты
Карта сайта


Информация


 

Vinaora Visitors Counter


3725789
Сегодня
Вчера
Эта неделя
До нач.недели
Этот месяц
Прошлый месяц
Всего
482
1533
6809
3666272
30019
47067
3725789

Ваш IP: 18.218.169.50
Server Time: 2024-04-19 06:05:10


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?


Методика разрешения конфликтов

Увеличить шрифт:

Методика разрешения конфликтов в школе

В школьной жизни нередки случаи возникновения противоречий во мнениях, интересах, позициях среди участников учебно-воспитательного процесса. Подчас они достигают такого эмоционального накала и остроты, что превращаются в конфликты, отнимающие много сил и времени педагогов и учащихся, блокирующие их продуктивную совместную деятельность. Не всегда такие конфликтные ситуации удается уладить самим ссорящимся. Часто разрешению таких ситуаций способствует вмешательство посредников. Они должны выступать в качестве нейтрального лица, не принимающего чью-либо сторону и не решающего за конфликтующих их проблему, но лишь организующего их собственные усилия по достижению взаимоприемлемого решения.

Довольно эффективная схема действий посредника по урегулированию конфликтных ситуаций, возникающих в школе, предложена Калифорнийским центром по разрешению конфликтов (США). Первоначально она была разработана для педагогов и учащихся, посредничающих в конфликтах между учениками, однако ее возможности оказались шире. Педагоги и школьники, прошедшие специальную подготовку, с успехом применяли эту схему и за пределами школы: например, старшеклассники иногда помогали разрешать серьезные недоразумения, возникавшие среди взрослых, в частности, между родителями.

Данный алгоритм действий посредника, вполне приемлемый, как показывает опыт, для наших условий, основывается на следующих принципах:

Урегулирование конфликта – это не расследование вины («Кто виноват?»), а решение проблемы («Что делать?»).

Проблемы должны решаться преимущественно на том уровне, где они

возникают, и теми, кто их создает. Чем уже будет сформулирована проблема, тем легче ее решить. По частям («ШАГ ЗА ШАГОМ») можно решить любую проблему. Собственно урегулирование конфликта основывается на очищении проблемы от эмоций участников и разрешении проблемы, то есть содержательного противоречия, сформулированного в терминах фактов.

Пошаговая же развертка действий посредника в процессе разрешения конфликта (или снятия противоречия) такова:

Введение и основные правила

1. Представьтесь

2. Спросите у обоих ссорящихся, хотят ли они решить свою проблему и примут ли для этого помощь посредника.

3. Объясните и добейтесь подтверждения, что каждое из предварительных условий принимается: а) не перебивать, б) не обижать другого, в) быть искренним, г) сознательно стремиться к разрешению конфликта, д) вначале обращаться только к посреднику.

Определение проблемы

4. Посредник решает, кто из конфликтующих будет говорить первым (№1).

5. Спросите №1 – Что случилось? Сделайте резюме, отметив лишь факты (убрав конфликтогенную лексику, отрицательные эмоциональные всплески).

6. Спросите №1, – Что он думает по этому поводу? Почему вообще происходит такое, (то есть расширьте сознание, освободив его из плена изначальной собственной версии).

7. Спросите №2 (второго участника) – Что случилось? Сделайте резюме, отметив лишь факты.

8. Спросите №2, – Что он думает об этом? Почему вообще происходит такое?

9. Задайте дополнительные вопросы, которые помогут вам точнее понять проблему (например, «как долго?», «как часто?», «когда?» и т.п.)

Поиски решения

10. Спросите №1 – Что он/она может сделать со своей стороны, чтобы решить проблему? (то есть сделать шаг на встречу).

11. Спросите №2 – «Ты согласна?» (для накопления потенциала согласия нужен положительный ответ).

12. Спросите №2, – Что со своей стороны может он/она сделать, чтобы решить проблему? (то есть сделать ответный шаг навстречу).

13. Спросите №1 – «Ты согласен?»

14. Спросите обоих ссорящихся, что они будут делать по-другому в будущем, если возникнет та же проблема (то есть, как изменилось их сознание?).

15. Помогите конфликтующим добиться решения, приемлемого для обоих (желательно искать несколько вариантов, из которых возможен выбор лучшего).

Завершение процесса

16. Попросите участников сказать своим друзьям, что конфликт разрешен, чтобы погасить

распространение разговоров, слухов, сплетен.

17. Поздравьте их с примирением и поблагодарите за сделанные усилия.

18. Проведите краткий анализ процесса разрешения данного конфликта:

А) почему проблема не была решена ссорившимися без помощи посредника;

Б) какие положительные и отрицательные моменты были в процессе разрешения конфликта?

В) какой положительный опыт вы извлекли из данного случая для своей работы посредника? И т.п.

Следует отметить, что разрешение конфликта происходит более эффективно, если работает пара посредников, дополняя друг друга. Один (по «женскому» типу) сопереживает участникам и помогает освободиться от избытка эмоций, а второй (по «мужскому» типу) продвигает процесс решения проблемы по существу.

Данная методика применима для урегулирования конфликтных ситуаций, не достигших степени правонарушения (ибо более серьезные случаи разбираются соответствующими органами).